Главная » ИП и ООО » Налоговая проверка при ликвидации или реорганизации ООО

Налоговая проверка при ликвидации или реорганизации ООО

Налоговая проверка при ликвидации или реорганизации ООО

Налоговая проверка при ликвидации ООО (или его реорганизации) —это форма контроля ФНС за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, а также других необходимых платежей. Об условиях и порядке ее проведения расскажет предлагаемая статья.

Налогообложение юридического лица при ликвидации и после его реорганизации

Особенности налогообложения ликвидируемых компаний, а также фирм, подлежащих реорганизации, регулируются ст. 49 и 50 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ все обязанности перед налоговыми органами за реорганизуемую организацию возлагаются на ее правопреемников. Обязанности расчета по налоговым долгам реорганизуемого лица переходят к правопреемнику автоматически, согласно требованиям пп. 4–7 ст. 50 НК РФ, за исключением случая, когда происходит выделение новой организации.

При выделении обязанность погашения налоговой задолженности к вновь образованной организации не переходит, однако, согласно п. 8 ст. 50 НК РФ, может быть возложена на нее решением суда при недостаточности средств для расчетов по налогам у компании, из состава которой была выделена новая организация.

Помимо собственно налогов правопреемник также обязан рассчитаться по ранее начисленным пеням. При этом не имеет значения тот факт, знал ли правопреемник о наличии задолженностей по налогам и пеням или нет.

Пункт 3 ст. 50 НК РФ указывает, что проведение реорганизации также не влияет на срок уплаты налогов.

В отличие от реорганизации ликвидация не предполагает правопреемства. Поэтому налоговые обязательства ликвидируемой организации согласно п. 1 ст. 49 НК РФ должны быть погашены ликвидационной комиссией. В случае недостаточности имущества организации для полного расчета по налогам, пеням и иным подобным платежам обязанность их погашения в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ может быть возложена на их участников.

Повод для проведения налоговой проверки при ликвидации ООО (или ее реорганизации)

Практикам необходимо помнить, что принятие решения о реорганизации или ликвидации (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 62 ГК РФ) хотя и влечет необходимость уведомления об этом налоговых органов, однако само по себе не является основанием для проведения налоговой проверки, так как не влияет на налоговые обязательства организации. В свою очередь, п. 1 ст. 82 НК РФ обозначает, что предметом налогового контроля является соблюдение норм НК РФ, в частности, правильность исчисления и уплаты налогов, а не требования норм ГК РФ о соблюдении процедур реорганизации или ликвидации.

Однако в ходе реорганизации (ликвидации) ООО необходимо направить в налоговые органы передаточный акт (п. 2 ст. 59 ГК РФ), промежуточный и итоговый ликвидационные балансы (пп. 2, 6 ст. 63 ГК РФ). Помимо сдачи перечисленных документов от ООО требуется направлять текущую отчетность, учитывая требования пп. 3, 3.2, и 3.4 ст. 55 НК РФ, которые указывают, что налоговый период, исчисляемый годами, кварталами или месяцами для реорганизуемой или ликвидируемой организации оканчивается только в день регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Поэтому только перечисленные обстоятельства в силу требований п. 1 ст. 82 НК РФ могут являться поводами для проведения налоговой проверки.

Виды и цели проведения проверок

Статья 87 НК РФ указывает, что налоговые проверки проводятся в отношении плательщиков налогов и страховых взносов, а также налоговых агентов. При этом цель любой проверки — это изучение отчетности и иной документации налогоплательщика с целью определения полноты и правильности исчисления налоговых платежей.

Пункт 1 ст. 87 НК РФ указывает на существование 2 видов проверок:

Стоит отметить, что налоговое законодательство не предполагает особого порядка или режима, а также специальных сроков проведения налоговых проверок при ликвидации юридического лица (или его реорганизации), поэтому все контрольные мероприятия в отношении таких ООО проводятся в обычном режиме и в общие сроки.

Что проверяют при камеральной проверке?

В ходе камеральной (невыездной) проверки согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проходит контроль предоставленной отчетности путем ее сопоставления с другими данными, имеющимися у налоговой инспекции. Камеральная проверка проводится непосредственно в налоговой инспекции без выезда к отчитывающейся организации.

Для проведения проверки не требуется санкции (решения) какого-либо лица или органа. Более того, невыездная проверка является обязательной и проводится в каждом отдельном случае направления текущей отчетности.

Пункт 2 ст. 88 НК РФ определяет, что у налоговиков имеется 3 месяца на проведение контрольных мероприятий в рамках одной проверки, которые исчисляются со дня подачи всех требуемых документов. Необходимо помнить, что 3-месячный срок — это максимально допустимое время для проверки, так как фактически проверка проходит значительно быстрее.

Порядок проведения проверки

Подробно порядок осуществления камеральных проверок раскрыт в письме ФНС РФ О рекомендациях… от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Пункт 2.4 письма определяет, что проверка начинается с приема и ввода полученных налоговой инспекцией данных в специализированную систему — АИС Налог. Далее при помощи автоматизированной системы выполняется арифметический контроль путем проверки соотношения контрольных значений в отчетности, а также их сопоставления с другими данными, имеющимися в системе.

В случае отсутствия ошибок проверка считается завершенной. При этом какой-либо акт или иной документ не составляется.

При выявлении ошибок проводится углубленная проверка специалистами налогового органа. После ее проведения, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, отчитывающейся организации направляется письмо с указанием на имеющиеся ошибки и несоответствия с требованием обосновать (пояснить) соответствующие показатели. На направление обоснований у налогоплательщика имеется 5 дней. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан изучить представленные данные.

В случае выявления серьезных нарушений представитель отчитывающейся компании может быть вызван для дачи пояснений и предоставления необходимых документов согласно п. 1 ст. 31 НК РФ.

Не стоит забывать, что п. 2.8 письма допускает проведение целого ряда контрольных мероприятий, направленных на установление действительных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности организации, в том числе:

  • направление запросов в государственные органы или банки;
  • вызов и допрос свидетелей, то есть лиц, которые могут прояснить какие-либо обстоятельства дела;
  • истребование и осмотр в присутствии понятых документов и предметов, ранее предоставленных налогоплательщиком;
  • инвентаризация имущества организации, которая может выполняться только с ее согласия, и т. д.

Акт проверки

По результатам всех перечисленных мероприятий, а также после изучения предоставленных организацией пояснений и дополнительных документов при обнаружении нарушений составляется акт. Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ в акте помимо реквизитов организации указывается:

  • перечень представленных ООО документов;
  • список проведенных контрольных мероприятий;
  • факты нарушений с приложением документов, их подтверждающих;
  • выводы и предложения для устранения нарушений.

Согласно п. 5 ст. 100 акт должен быть вручен в течение 5 дней представителю налогоплательщика. Со дня получения акта в течение 1 месяца организация вправе направить свои возражения, а также документы, их подтверждающие. После рассмотрения возражений и будет решаться вопрос о привлечении организации к ответственности.

Выездная проверка организации

В отличие от камеральной, выездная проверка согласно п. 1 ст. 89 НК РФ проводится на территории ООО. О ее проведении должно быть принято специальное решение руководителем территориальной инспекции. Пункт 3 ст. 89 НК РФ указывает, что выездная проверка может проводиться как по одному налогу, так и по нескольким одновременно. При этом цель проверки — это контроль правильности исчисления налогов.

Стандартный срок проведения проверки согласно п. 6 ст. 89 НК РФ — 2 месяца, с возможностью продления еще на 2 месяца. При этом максимальный срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

Важно помнить, что выездная налоговая проверка при реорганизации (ликвидации) проходит без учета периодичности предыдущих проверок. На практике при ликвидации ООО налоговики зачастую проводят комплексную выездную проверку по всем налогам и взносам за предшествующие 3 года.

Порядок проведения выездных проверок регламентируется письмом ФНС РФ О рекомендациях… от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, согласно п. 5.1 которого в ходе проверки могут запрашиваться любые бухгалтерские и финансовые документы организации.

Мероприятия при выездной проверке

В отличие от камеральной выездная проверка предполагает значительно больший набор контрольных мероприятий. Помимо уже перечисленных — истребования документов, допроса свидетелей, осмотра имеющихся в налоговом органе документов и добровольной инвентаризации — п. 5.4 письма АС-4-2/13622 позволяет:

  • проводить принудительную инвентаризацию имущества ООО;
  • осуществлять осмотр помещений, документов, территорий ООО в присутствии понятых;
  • осуществлять принудительную выемку документов и предметов при отказе в их предоставлении;
  • назначать экспертизы;
  • привлекать к участию в проверке специалистов и переводчиков.

Пункт 12 ст. 89 НК РФ обязывает ООО обеспечить доступ ко всем документам и помещениям компании. При этом воспрепятствование проведению проверки может быть квалифицировано по ст. 19.4.1 КоАП РФ с наложением штрафа от 5000 до 10 000 рублей или по ст. 19.7.6 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно п. 15 НК РФ окончание проверки фиксируется выдачей справки, в которой обозначаются предмет и сроки ее проведения.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ после оформления справки у налоговиков имеется 2 месяца для подготовки акта проверки. Процедура вручения акта и принятия возражений по нему аналогична процедуре, проводимой при камеральной проверке.

Подводя итог, необходимо отметить, что нормы НК РФ не устанавливают специальных режимов проведения мероприятий налогового контроля при реорганизации или ликвидации ООО. Тем не менее процедуры ликвидации и реорганизации сами по себе привлекают повышенное внимание со стороны налоговых инспекторов, а потому углубленные или комплексные выездные проверки в таких ситуациях — привычная практика.

О admin

x

Check Also

Крупная сделка для ООО — понятие и расчет

Какая сделка является крупной для ООО? Понятие крупной сделки для ООО Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность организации предполагает использование ее имущества, покупку и продажу товаров, оказание услуг и ...

Как отразить материальную помощь в 6-НДФЛ?

Как отразить материальную помощь в 6-НДФЛ? Как отразить материальную помощь в 6-НДФЛ — данный вопрос встал перед налогоплательщиками с начала 2016 года в связи с нововведениями налогового законодательства. Об актуальных ...

Какой перечень документов нужен для открытия ООО?

Какой перечень документов нужен для открытия ООО? Документы для открытия ООО должны быть представлены в ИФНС в полном объеме в целях беспрепятственного прохождения регистрации хозяйственного общества при максимально оперативных сроках ...

Каков размер уставного капитала ООО в годах?

Каков размер уставного капитала ООО в 2017-2018 годах? Уставный капитал ООО в 2017-2018 годах свой размер не изменил. Величина, которая была введена законодателем в 2009 году, осталась на прежнем уровне. ...

Рейтинг@Mail.ru